Чему учит ритмика? А ничему!
Многие возразят: ритмика не совсем уж бесполезное занятие: она учит двигаться под музыку и делать это ритмично. Понимаю, детям нужно больше двигаться. И хорошо, если под музыку – больше удовольствия. Но чему учат общие движения под музыку? Многие думают: они помогают развивать слух. Это не так. Слух – это способность слышать и осмысливать звуки. Если этой способности нет от рождения, она развивается именно с помощью голоса, чтения нот и музыкального письма. А движение рук и ног – это координационные навыки, навыки танца. К пониманию музыкального языка они отношения не имеют.
За каждый вид деятельности отвечает определенный "канал" восприятия, связанный с нейронами мозга. Если ребенок учится маршировать под музыку, это мало продвигает его к пониманию музыкального языка этого марша.
Прохлопывание ритма даёт нужные мышечные навыки лишь с отдельными инструментами: ударные, ксилофоны, ритм-гитара. С клавишными это мало помогает: мышцы и нейронные пути, отвечавшие за прохлопывание ритма ладонями, не отвечают за работу отдельных пальцев руки! Проиграть на инструменте только что прохлопанный ритм – совершенно иной мышечный процесс. Ритмика весьма проста для рук, мелодия же требует несравненно более сложной координации. Как правило, с ритма начинают только потому, что это проще. Но это все равно, что искать лесные грибы под фонарем, поскольку там светлее!
Используя ритмику на уроках, мы пытаемся опираться на музыкальную память ученика. Но её, по сути, ещё нет. У большинства начинающих она только начала формироваться! Сыграть на фортепиано прохлопанный ритм, как и записать нотами ритм оттопанного марша, может только человек с развитым музыкальным мышлением. Таких талантов очень мало!
Если человек хочет научиться плавать, он должен…плавать. Плавать, а не махать руками возле бассейна! Чтобы научиться пользоваться вилкой – надо ею постоянно пользоваться. Окольный путь в развитии навыков – самый длинный и бесполезный.
Хлопание в ладоши, пение песен, игра в барабаны, марширование под музыку – и учат хлопанию в ладоши, пению песен, игре в барабаны и маршированию под музыку. И это имеет мало отношения к музыкальному образованию. Окончена школа – и эти "умения" никому не нужны. Вы слышали, чтобы кто-то похвастался: "я умею хорошо маршировать под музыку и хлопать в ладоши"?.. А ведь учителя и сегодня тратят на это много усилий. А мы платим за это миллионы долларов и думаем, что эти деньги спасают музыкальное искусство.